Объединение графена и наночастиц даёт перспективный катализатор для топливных элементов

Страница для печати

Химики из Национальной северо-западной тихоокеанской лаборатории и Принстонского университета протестировали уникальный графеновый каталитический материал. В топливных элементах, для которых предназначается новая разработка, протонообменная мембрана разделяет электроды с нанесённым на них катализатором. На аноде молекулярный водород диссоциирует и теряет электроны, протоны проходят сквозь мембрану к катоду, а электроны направляются во внешнюю цепь. На катоде молекулы кислорода соединяются с протонами и подводимыми извне электронами с образованием воды — продукта реакции.
Ключевую роль в этих процессах играет катализатор (здесь обычно используют платину), расположенный на подложке. Материал подложки должен иметь хорошую проводимость и обеспечивать равномерное распределение катализатора по поверхности.
Производители часто делают подложку графитовой, закрывая глаза на то, что атомы платины на ней образуют скопления, а контакт с водой отрицательно сказывается на её надёжности. Альтернативный вариант — оксиды металлов — более стабилен и даёт хорошее распределение катализатора, но уступает по проводимости.В новой работе углеродные материалы были объединены с оксидами. На графеновых листах авторы разместили нанокристаллы оксида индия и олова, к которым затем добавили наночастицы платины.
Рассматривая полученные образцы под микроскопом, химики установили, что платина правильно распределена по поверхности и закрепляется между графеном и нанокристаллами оксида. В экспериментальной части исследования материал продемонстрировал завидные каталитические возможности, долговечность и стабильность. Эти данные были подтверждены расчётами в рамках теории функционала плотности.
Сейчас учёные создают первые топливные элементы с новыми электродами, надеясь уже в ближайшее время испытать материал в реальных условиях.


 @Mail.ru Rambler's Top100